Украинское реестровое казачество (организация) Джесси Рассел

..

Александр Суворов 1730-1800 гг. Беллетризованная биография Сергей Цветков

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? В столице Хорватии Загребе состоялись Пушкинские чтения при участии представителей делегации из Время от времени я прочитываю какой-нибудь детектив российских женщин-писательниц. Вот и до меня дошла книжечка с Букмиксораздачи, книга, которой я безумная рада и почитать которую Для регистрации на BookMix. Главная Художественная литература Биографии. Личности Александр Суворов гг.: Беллетризованная биография Купить в магазинах: Подробнее об акции [x].

Я читал эту книгу. Рецензии Отзывы Цитаты Где купить. Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации. Цветков можно приобрести или скачать: В конце г. Исторический путеводитель по эпохе князя Владимира" в списке лит-ры. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 29 апреля ; проверки требуют 54 правки.

Быть историком или оптимистом Родившиеся 9 марта Родившиеся в году Родившиеся в Москве Выпускники Московского государственного областного университета Персоналии по алфавиту Учёные по алфавиту Историки России Писатели России Популяризаторы науки Антинорманисты.

Статьи об учёных без портретов. Пространства имён Статья Обсуждение. На других языках Добавить ссылки. Эта страница последний раз была отредактирована 10 декабря в

Анализ потерь мощности силовых кабелей Александр Дворцов

Если Вас все устроит, то мы начнем работать. Если никто из авторов не сможет взяться за работу, то мы сообщим об этом письмом до конца дня. По истечении указанного срока узнать о судьбе заказа Вы можете у Марины marina studentochka. Объем работы Не важно менее 5 10 12 15 18 20 более На ваш выбор.

Добавить файл к заказу. Посмотреть другие готовые работы. Посмотреть другие результаты поиска. Спасибо, ваше сообщение отправлено В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками выполнения заказа. Пару слов о детстве. Два тома в одной книге: Не рецензия, а напутсвие тем кто ищет умные книги. Книга "Урод рода человеческого". Как создать уникальную историю вашего бренда и сделать ваши продукты неотразимыми: Нетривиальный подход к брендингу.

Сказка "Барбариска" Татьяна Вяткина. Туве Янссон Сказки Долины муми-троллей средняя цена Пола Хокинс Девушка в поезде средняя цена Репин Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А" и "В" с комментариями средняя цена Грегори Дэвид Робертс Шантарам комплект из 2 книг средняя цена Учёба началась, настала горячая пора.

Вашим детям что-то даётся тяжело? Не хватает концентрации или каких-то навыков, чтобы успешно учиться?

Маги криминала Александр Данилов

Вуалируя воровские действия, властители предоставили свободу криминалу, который, развернувшись и обладая мощным волевым потенциалом, готов прибрать к рукам и саму власть, и всю Россию. Успех каждого зависит от собственной предприимчивости; успех сообщества — от инициативы и энергии его членов. В этом разница между воровским сообществом и кланом управителей. Организованность криминального сообщества и неразбериху в государственной системе; смещение криминала в сферу бизнеса, банковскую деятельность, коммерцию, и, наоборот, воровство, мошеннические махинации государственных чинов; наличие в криминальной среде сильных, активных лидеров, а во властных структурах — исполнительных номенклатурных середнячков.

В результате преступное сообщество процветает, государство же медленно умирает. Книгу можно читать как развлекательный материал, насыщенный фактами хитроумного и остроумного жульничества, мошенничества, воровства, но можно задуматься над тем, что происходит в стране. Главные действующие лица здесь — мошенники и воры, но главный герой — их жертва. Тебе, читатель, посвящается эта книга, для тебя она пишется.

Прими предоставленную информацию, используй ее, если сможешь, и не сетуй, если не воспользуешься. Возможно, автор субъективен в своих оценках и общество более здорово, чем он его видит. Пусть читатель судит об этом. Ощутив духовную и материальную скудость бытия, чекисты поняли выгоду сосуществования с криминалом. Действительно, зачем резать птицу, которая несет золотые яйца?

Легче и правильнее отпустить в своем ленном владении мошенника на оброк. Так завершился недолгий исторический период борьбы с пережитками. Теперь флибустьеры и милицейские шли параллельными курсами, не мешая, а скорее поддерживая друг друга. Теперь такое примитивное мошенничество — поприще человека, не приобщенного к силе и власти, скорее, соответствующее провинциальному деятелю.

Мошенники первого слоя работают масштабно, за всю страну. Но и провинциал уже не боится города, как лошадь паровоза, наоборот, с легкостью внедряется в наиболее жирные регионы, снимая свою долю недополученных на периферии благ и льгот.

Народ, еще недавно представлявший собой серую неулыбчивую массу, главной радостью которого было умыкнуть что-либо с родного предприятия, разделился на богатых и бедных.

Кто-то скупил колхозные поля, превратив их в поля для гольфа, всерьез убеждая сомневающихся, что наворованное богатство — это изнурительный труд и мозолистые руки, а кто-то одевается в подержанные тряпки, завезенные находчивыми коммерсантами с европейских свалок. Первые, благодушно и самоуверенно почивая на виллах с бассейнами, аккуратно преклоняя узкую головку перед власть имущими, мечтают о дворянском звании, вторые, с хмурыми лицами — выжидают, когда можно будет оторвать свой кусок.

Обе категории, и те и другие — былые несуны, но с каждой теперь приходится работать разным криминальным специалистам. Богатство не всегда сопутствует интеллекту.

О, какая это благотворная среда для мошенника! Мошенники от антиквариата сегодня успешно осваивают российский рынок. Спрос огромен, поскольку вкус, знания и интеллект его потребителей развиты слабо. Подделки — непременная атрибутика антикварного рынка. Когда картина готова, ее покрывают темным лаком, якобы потемневшим от времени. Далее — процесс старения. Или попросту подделывают подпись мастера на работе, близкой по духу и стилю к манере письма художника.

Обманутый Мидауз разместил коллекцию фальшивок в особом зале виллы, присовокупив к ней собственный портрет с надписью: С той поры, когда демократическая Россия взяла решительный курс на капитализм, мошенники стали здесь привычным явлением, украшая смехотворными и жестокими сюжетами нашу многогранную отмирающую эпоху. Теория мошеннического ремесла не стоит на месте. Налицо рост и самых примитивных, и самых совершенных форм обмана.

Время, постоянно разрушая питательный слой, на котором процветали былые профессионалы криминала, рождает новые темы и направления их ремесла. Отмерло посредничество в покупке дефицитных вещей. Любой дефицит лежит свободно на прилавках. А как на этом хорошо жилось! Не поработаешь уже на оригинальном поприще лженовосела, которые собирали урожай в районах новостроек, занимая у жильцов деньги, чтобы расплатиться с грузчиками.

Некоторые профессии по-прежнему стабильны. Карточные игроки выкачивают деньги из пассажиров поездов и авиалиний. Жируют мастера подделки платежных документов, которые по фальшивым накладным получают товары с предприятий. Квартирные аферисты, продающие и сдающие арендованное жилье с помощью подложных документов, плодятся словно крысы. Благодаря им появилась армия бездомных, кто поддался на уговоры взять ссуду в банке под залог квартиры, а полученные деньги пустить в коммерческий оборот.

Многим жуликам пришлось переквалифицироваться. Новые виды мошенничества только начинают находить путь на рынок обмана. Весьма привлекательная мошенническая ниша — компьютеры и сотовые телефоны — сочетание доступности и слабой защищенности. Производители этой техники изо всех сил стараются скорее обеспечить мобильный доступ к услугам электронной коммерции и расчетам, доставке сообщений и прочему заманчивому сервису.

Но далеко не всегда учитывается безопасность, поскольку так важно скорее выйти на рынок с новым продуктом. Мошенничества с кредитными картами — доходный бизнес за рубежом. Для этого не требуется доступ к кассовой наличности и применять силу. Здесь все построено на доверии фирм и банковских клерков к своим клиентам. Банковские манипуляции с денежными средствами, в частности, перевод денег из банка в банк, с одной балансовой статьи на другую с целью хищения на одном из этапов — достаточно широко используются финансовыми структурами.

Не менее интересны и доходны спекуляции ценными бумагами, махинации с кредитованием. Жулики жируют и наживаются до тех пор, пока государственные структуры позволяют им это делать. Измельчавшие сановные мерзавцы с магическим ореолом попечителей российских капиталов, взобравшись на самый верх служебной лестницы, все оценили, за все гребут куш, на остальное — плюют. Опытные куртизанки под звон хрусталя и шелест зеленых банкнот облегчают состояние тех, кто вошел в круг избранных, подставляя их под объективы видеокамер.

Соратники потерпевших, терзаемые зловредным сочувствием, утешают поверженных героев, ссужая им безвредные обещания. Если же обесчещенные, но не разоренные неудачники уходят из жизни, номенклатурные мошенники скорбно тащатся за катафалком, соображая и просчитывая, кто будет следующим. Провинциал редко претендует на карьерный альпинизм — пусть этим занимаются люди ретивые и знающие, он нашел более легкий путь в российский истеблишмент: Хочешь протекцию — снимай деньги со счета, хочешь быть во власти — заплати, хочешь награду, орден, звание — переведи деньги, хочешь стать научным светилом — раскошелься.

Диапазон их деятельности широк и охватывает все стороны нашей жизни. Предлагаемое исследование, возможно, будет рекомендовано студентам в качестве дополнительной литературы по криминологии.

Но, независимо от намерений писателя, этот же труд служит инструкцией для мошенников. И разведчика, и контрразведчика учат одни и те же наставники.

И у того, и у другого одни приемы. Зная их, можно избежать опасности. Масштабные действия современных аферистов намного превосходят аферы былого племени купцов-мошенников, апофеозом творчества которых были бочки с утолщенным дном или спиленные гири. Изобличение современных аферистов не требует исследовательского микроскопа, новизны в их действиях нет. Понци, который обещал выплачивать клиентам необычайно высокие проценты под вклады в развитие перспективных отраслей.

В его афере интересно было следующее: По его схеме, если некто вкладывал долларов, то обычно в конце года Понци выплачивал этому инвестору долларов. Этот аферист действовал в середине х годов. Только у московских вкладчиков таким образом было похищено около миллионов долларов, по всей же России — не счесть.

Рейтинг самых богатых людей страны носит более чем гипотетический характер. Тем не менее, по оценкам экспертов Института социологии РАН, в конце года только в Москве насчитывалось около тысячи человек, чье состояние оценивалось в 1,5 миллиона долларов, несколько десятков человек — с состоянием в миллионов долларов и выше. Кто это — мошенники или честные предприниматели? Если теща с женой за зиму не съедят, то весной точно посадят. Торговец антикварными вещами пришел к дехканину и увидел, что в углу комнаты стоит старинный таз, а из него пьет кошка.

Чтобы дехканин не запросил за таз слишком много, торговец решил схитрить: Кто же в этой истории мошенник и кто жертва? Почему многое в сегодняшней жизни для нас определенно является мошенничеством, а юристы и суд то же самое могут признать законной финансовой операцией. Происхождение мошенничества относится к эпохе детства человечества. Однако современные люди довели ее до совершенства, о каком и мечтать не могли наши бесхитростные предки.

Он не станет надувать просто ради того, чтобы надуть. Он считает это недостойным. У него есть объект деятельности — свой карман. Он не отчаивается из-за пустяков. Он упорно добивается своей цели и не выпускает свою добычу. Надувала горазд на выдумки. Способен на хитрейшие замыслы. Умеет войти в доверие и выйти из любого положения. Он бесстрашный человек, он ведет войну на вражеской территории. Его никто не выведет из себя — даже если выведет за дверь.

Надувала оригинален, иначе ему совесть не позволяет. Мысли у него собственные. Устаревшие приемы он презирает.

Он вернет вам кошелек, если только убедится, что раздобыл его неоригинальным надувательством. Хохочет вам в лицо. Он ест ваш обед, пьет ваше вино, занимает у вас деньги, пинает собачку и целует вашу жену. Настоящий надувала венчает все эти свойства ухмылкой. Этот ретроспективный портрет не совпадает с сегодняшним мошенником. Современный деятель мошеннического бизнеса отличается большим цинизмом, жестокостью, мелочностью и отсутствием благородства.

Можно сказать, что от творческого подхода к делу мошенник перешел в большей мере к физическому подавлению жертвы. Причем психологические нюансы его мало заботят, главная цель — получение прибыли независимо от способа ее достижения. Но, тем не менее, классические примеры мошенничества, описанные в плутовских романах средневековых авторов, и сегодня могут служить руководством для обманщика.

Вот история, которая произошла в Средние века в Испании. Речь пойдет о монахе, торговце индульгенциями, бесстыжем и талантливом мошеннике. В одном из селений, несмотря на проповеди, у него никто не купил ни одной грамоты.

Но монах нашел выход. Утром проповедник отправился в церковь, но народ возроптал. Проповедник стал убеждать народ не лишать себя такого блага, как отпущение грехов, приносимого святой буллой. В самый разгар проповеди в церковь вошел альгвасил, опустился на колени, сотворил молитву и сказал:. Я пришел сюда из-за этого надувалы. Он ввел меня в соблазн и попросил помочь ему в его торговле, пообещав поделиться выручкой. Теперь же, раскаявшись в содеянном, я во всеуслышание объявляю вам, что буллы его подложные.

Кто-то хотел вытолкать альгвасила из церкви, чтобы избежать скандала, но проповедник удержал их и, преклонив колена, воздев руки и возведя очи к небу, воскликнул:. Яви здесь чудо, и пусть будет так: Едва окончил свою молитву благочестивый проповедник, как ноги у альгвасила подкосились, и он с грохотом повалился на землю. Он стонал, извергая изо рта пену, корчился, колотил руками и ногами и катался по полу.

В церкви поднялся великий шум. Несколько человек попытались усмирить его и всем им изрядно досталось. Все это время проповедник пребывал на коленях и ничто не могло отвлечь его от молитв. Люди подошли к нему и стали просить, чтобы он помог умирающему альгвасилу.

Шорников, Александр Сергеевич Джесси Рассел

В январе года А. Шорников в составе группы советских лётчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии был командирован в Великобританию для освоения и перегонки в СССР бомбардировщиков Armstrong Whitworth A. Маршрут перегонки проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море в зоне действий истребителей противника.

В ночь с 2 на 3 марта года с авиабазы Эррол в районе города Данди вылетел первый экипаж: Шорников, штурман лейтенант П. Якимов , радист лейтенант А. Вердеревский и борттехник Г. После девяти часов полёта самолёт совершил посадку на Внуковском аэродроме. Летом и осенью капитан А. В январе экипажу А. Шорникова второй пилот Б. Калинкин , штурман П. Якимов , борттехник И. Вердеревский была поручена переброска в Югославию советской военной миссии во главе с генерал-лейтенантом Н. До конца мая экипаж А.

Шорникова совершал полёты в различные районы Югославии, доставляя частям НОАЮ боеприпасы, вооружение, медикаменты, вывозя обратными рейсами раненых и больных партизан. Шорникова 4 июня , совершив посадку в горах на площадку крайне малых размеров, за два рейса вывез в Бари руководящий состав штаба во главе с маршалом Тито и членов военных миссий [3]. С июля и до окончания войны летал в небе Югославии в составе авиационной группы особого назначения под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В.

Щелкунова , обеспечивая боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии. После войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира полка военно-транспортной авиации. В уволен в запас в звании подполковника. Жил в Москве, работал старшим инженером в Министерстве гражданской авиации. Шорников — русская фамилия. К 16 октября года совершил боевых вылетов с общим налётом часа; перевёз на самолете свыше тонн боеприпасов и других грузов военного назначения, 28 раненых и бойцов и командиров Красной армии.

Кроме того, совершил 8 ночных вылетов в глубокий тыл противника с задачей выброса парашютистов и листовок. Приказом по Юго-Западному фронту был награждён орденом Красного Знамени. К 31 июля года капитан А. Шорников в ходе выполнения боевых заданий налетал днём часов, перевозя оружие, боеприпасы, раненых, бойцов и командиров. Ночью совершил 57 боевых вылетов с налётом часов, переправив за это время в тыл противника десантников, листовки и грузы специального назначения.

Приказом по Сталинградскому фронту был награждён вторым орденом Красного Знамени. В январе года А. Шорников в составе группы советских лётчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии был командирован в Великобританию для освоения и перегонки в СССР бомбардировщиков Armstrong Whitworth A. Маршрут перегонки проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море в зоне действий истребителей противника.

В ночь с 2 на 3 марта года с авиабазы Эррол в районе города Данди вылетел первый экипаж: Шорников, штурман лейтенант П. Якимов , радист лейтенант А. Вердеревский и борттехник Г. После девяти часов полёта самолёт совершил посадку на Внуковском аэродроме. Летом и осенью капитан А. В январе экипажу А. Шорникова второй пилот Б. Калинкин , штурман П. Якимов , борттехник И. Вердеревский была поручена переброска в Югославию советской военной миссии во главе с генерал-лейтенантом Н.

До конца мая экипаж А.

Шахматные лекции Александр Алехин

Путешествие в шахматное королевство" - пожалуй лучшая книга для начинающих шахматистов. Уникальный учебник шаг за шагом доведет от нулевого уровня до второго-первого разряда в невероятно легкой игровой форме. В книге подробно разбираются как азы ходы шахматных фигур, шахматная нотация, мато Бобби Фишер учит играть в шахматы. В книге известного американского шахматиста Бобби Фишера изложен быстрый, эффективный и очень увлекательный способ обучения игре в шахматы.

Метод программированного обучения, принятый в этой книге, представляет собой новую концепцию в обучении. С его помощью можно быстро изучить и усвоить материал з Для правообладателей и вопросам рекламы mexalib yandex.

Главная Спорт Шахматы Алехин А. JK 0 Комментариев ; пришло от karp. Чеширко 0 Комментариев ; пришло от urimur Список книг со сказочной атмосферой 0 Комментариев ; пришло от harshow. Техника расчета Бейм В. Скачать книгу год 3. Шаг за шагом Журавлев Н. Скачать книгу год 6. Учебник шахматной игры для начинающих Нестерова Д. Скачать книгу год 8. Скачать книгу год Эндшпиль — от нем. Провести границу, отделяющую середину игры от эндшпиля, возможно не всегда.

Петросян, Тигран — Тигран Вартанович Петросян арм. Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим.

Спорт - арена сотрудничества. Экспорт словарей на сайты , сделанные на PHP,. Пометить текст и поделиться Искать во всех словарях Искать в переводах Искать в Интернете. Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: В этой книге первый и единственный раз великий русский чемпиона мира по шахматам Александр Алехин выступает в роли наставника и тренера, и мы можем учиться по преподанным лекциям специально… — Русский шахматный дом Russian Chess House , Библиотечка шахматиста Подробнее Скидки и подарки Акции Бонус за рецензию.

Лабиринт — всем Партнерство Благотворительность. Навигатор по детским книгам. Вход и регистрация в Лабиринт. Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно.

Войти по коду скидки. Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях! Войти через профиль в соцсетях. Откроется окно подтверждения авторизации, после этого вас автоматически вернут в Лабиринт. Вход для постоянных покупателей.

Введите Ваш логин в ЖЖ, и цена товаров пересчитается согласно величине Вашей скидки. Введите Логин в ЖЖ: Введите e-mail или мобильный телефон, который Вы указывали при оформлении заказа. Примем заказ, ответим на все вопросы. Время В течение часа с Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки. Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем.

Пока не нашли для себя ничего в Лабиринте? Специально для таких случаев мы каждый день выбираем лучшие книги:. Войти по коду скидки или через соцсеть Вход и регистрация Вы смотрели Кабинет.

Приказ: Взять на абордаж Александр Парамонов

Детская литература Детская художественная литература. Познавательная литература для детей. Книги для детей и родителей.

Литература на иностранных языках. Тайны, сенсации, факты, катастрофы. Игры и игрушки Игрушки. Наборы для хобби и творчества. Магнитные буквы, цифры, игры. Юриспруденция Законы, кодексы и комментарии. Канцтовары Аксессуары для книг. Бумажная продукция для офиса. Календари настенные перекидные. Книги для записей творческие. Книги отзывов и предложений. Наборы цветного картона и бумаги. Тетради а5 листа.

Тетради а5 более 40 листов. Тетради для записи иностранных слов. Тетради на кольцах со сменными блоками. Тетради с пластиковой обложкой. Взять на абордаж Александр Парамонов.

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? В этот день родились: Очень надеюсь, что спойлеров нет в моей "просто хорошей рецензии": Для регистрации на BookMix. Главная Художественная литература Детективы, боевики Приказ: Взять на абордаж Купить в магазинах: Подробнее об акции [x]. Я читал эту книгу.

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар": Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку " " перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос:

Этика Михаила Булгакова Александр Зеркалов

Единственным исчерпывающим ответом может быть текст исследования, но все же позволю себе привести одно соображение. Именно то, что мы называем социальным контекстом. Действие романа датировано маем года[4], и вокруг этой адской точки лежит время написания последней редакции. Время самой страшной — в буквальном смысле слова — охоты на инакомыслящих, на людей, чья этика хотя бы на волос отличалась от жестокого и бесчеловечного стереотипа.

После гекатомб года все советские писатели, в сущности, писали один общий роман: Роман Булгакова — удивительное исключение, хоть он и кажется сейчас довольно безобидным.

Откровенней он писать просто не мог, даже если не собирался представлять роман для печати: I съезд архитекторов СССР состоялся в г. Жанры Фантастика и Фэнтези Альтернативная история Боевая фантастика Героическая фантастика Детективная фантастика Киберпанк Космическая фантастика Научная фантастика Социально-философская фантастика Ужасы и мистика Фэнтези Эпическая фантастика Юмористическая фантастика Ненаучная фантастика ЛитРПГ Ироническая фантастика 24 Мистика Попаданцы Постапокалипсис 84 Городское фэнтези Сказочная фантастика 63 Космоопера 8 Ироническое фэнтези 23 Готический роман 13 Историческое фэнтези 31 Стимпанк 15 Фантастика: Владычный суд окончание 5.

Два немецких философа 7. Теологический диспут окончание 8. О добросовестной теологии Резюме предыдущих глав, размышления Воланд, Мефистофель, символика Азазелло и история Мастера Гретхен, Маргарита, Гелла, Фрида Не закладывай голову черту О профессорах и социуме Черт Ивана Карамазова Иов, Достоевский, Булгаков Часть вторая.

Поэтому попробую дать свои обоснования. Смесь жанров, непрерывные переходы от сатиры к трагедии, от буффонады к романтической мягкости. Разнобой во всем, даже в стилистике. Это отмечено давно; это обескураживает. Булгаков поворачивает их на ладони, последовательно подставляя под луч сатиры, трагедии, шутовского передразнивания, религиозной традиции, романтической драмы. Это придает содержанию неоднозначность, дополнительную объемность: Это ведь как в жизни: Воланд не зло и не добро.

Он чрезвычайно противоречив в жанровом смысле: За ним чудится огромная власть, но его дела чаще всего мелочны и случайны; мелкие принадлежат балагану, крупные — трагедии. Сейчас же после публикации романа стали обнаруживаться его источники — литературные произведения, из которых Булгаков что-то позаимствовал. Чудакова, затем источники я назвал бы их произведениями-спутниками посыпались градом, и, в общем-то, до сих пор не очень понятно, как с ними обходиться.

Два спутника несомненны и значительны: Но как быть с иными, не афишируемыми автором источниками, идентификация которых, следовательно, сомнительна — и должна быть предметом самостоятельного исследования? Но отыскать ее и понять спор должен читатель. Другой пример — та же книга Фаррара. Она послужила основой образа Пилата и своеобразным плацдармом для критики религиозной ортодоксии и антисемитизма. Булгаков активно использовал художественный прием умолчания или недосказанности; метки отсылают читателя к тем местам романа, где несказанное получает объяснение.

Без сомнения, можно спросить: Единственным исчерпывающим ответом может быть текст исследования, но все же позволю себе привести одно соображение. Именно то, что мы называем социальным контекстом. Действие романа датировано маем года [4] , и вокруг этой адской точки лежит время написания последней редакции. Время самой страшной — в буквальном смысле слова — охоты на инакомыслящих, на людей, чья этика хотя бы на волос отличалась от жестокого и бесчеловечного стереотипа.

После гекатомб года все советские писатели, в сущности, писали один общий роман: Роман Булгакова — удивительное исключение, хоть он и кажется сейчас довольно безобидным. Откровенней он писать просто не мог, даже если не собирался представлять роман для печати: Читатель не должен удивляться малому количеству биографических сведений о Булгакове, отсутствию упоминаний о разных редакциях романа, отсылок к мемуарной литературе.

Основной методический принцип данной работы — прочтение текста как такового. Этот принцип основывается на общем литературоведческом кредо автора: Поскольку невозможно на каждой странице делать оговорку: Если некоторые идентификации почти несомненны, то все интерпретации самостоятельны, ибо они принадлежат мне, а не создателю романа.

Вторая часть моего кредо: Хотя необходимые конспекты имеются в тексте, хотелось бы, чтобы читатель предварительно ознакомился с первой книгой. Текст романа исследуется по советскому изданию года. Сноски к другим произведениям даются с аббревиатурой, например: В цитатах оно пишется так, как напечатано в соответствующем издании.

Ведь у него же есть, слава Богу, и когти на лапах, и рожки на голове. Еще до начала чтения читателя предупреждают, что вещь, к которой он приступает, будет прямо связана с трагедией Гете. Значение эпиграфа этим далеко не ограничивается. В нем спрессован весь философский смысл романа, и очень многое придется разобрать и обсудить, прежде чем мы приблизимся к разрешению загадки.

Закрыв книгу, читатель понимает, что обещание, данное в эпиграфе, выполнено: И возникает новая загадка: И хочет ли он зла вообще?.. И каково его действительное отношение ко злу и добру? Вслушайтесь, как это звучит: Явление Воланда описывается комбинированно: Однако последние в принципе не могут опознать своего собеседника-дьявола; на их слепоте действие и построено. А читателю необходимо его узнать, и для того даются литературные приметы сатаны.

Они преподносятся несколько зловеще: Мефистофель является к Фаусту также в час заката, на тревожно пустынном поле, в обличье черного пуделя. Разумеется, пудель не хромал… Перифразы, если разобраться, очень забавны. Дело в том, что хромота Мефистофеля заметна лишь особо проницательным людям. Забавно и с пуделем: Мефистофель сам влез в шкуру собаки, а величественный Воланд украсил песьей головой рукоять своей трости-шпаги, владычного атрибута.

Воланд предлагает Бездомному папиросы по вкусу, как Мефистофель предлагал вино ауэрбаховским гулякам. Воланд не суетится с буравом, подобно трактирщику, но величественно достает огромный золотой портсигар.

А сидит Воланд в позе Мефистофеля, изваянного скульптором Антокольским. Так читатель подталкивается к пониманию сцены; в первой главе романа фаустианские аллюзии должны прояснять действие, и к тому же они придают явлению Воланда своеобразное зловещее очарование.

Сатане предложен вопрос — кто он по национальности? Вопрос комедийный — с точки зрения самого сатаны. Мыслимо ли задавать Князю всея тьмы подобные вопросы? И он переспрашивает удивленно: А потому как раз, что он не канонический сатана, он до лжи не снисходит.

С другой стороны, он и не Мефистофель, он отнюдь не против того, чтобы его узнали. Уже по строю фразы видно, что ответ обдуманный.

Роман написан на скелетной основе великой немецкой трагедии, о чем и говорит эпиграф. Трагедии, написанной немцем о немце же, ибо исторический прототип гетевского доктора Фауста родился и жил в Германии.

Вернее, даже о немцах, поскольку Мефистофель — черт немецкий, черт ученый и философствующий, пахнущий не серой, а пылью немецких университетов. В следующих строчках того же монолога Мефистофель задается вопросом — из мимолетной любознательности: Жирмунским [7] , мы видим, что основной корпус предшествующих легенд и литературных компиляций о Фаусте и его друге сатане — немецкий. Мефистофель оказывается немцем в квадрате.

Богословский аспект не менее интересен. Мартин Лютер был крупнейшим теологом, он перевел Библию на немецкий и вот, с высоты своего — колоссального! Теологический переворот, вернувший сатану к земным делам, и ввел Фауста в литературу. Намек содержится в фамилии первого же явившегося на сцену лица: Фамилия, известнейшая в музыкальной культуре: Его однофамилец, Михаил Александрович Берлиоз, чрезвычайно заметен в романе.

Совершенно ясно, что автор его ненавидел хотя и дал ему все три своих инициала; нам еще придется вернуться к этому факту. Притом Берлиозу поручена евангельская тема: Тема вырывается из рук Берлиоза и обращается против него. Так вот, я спрашиваю себя: Думается мне, что симфонические фантазии Эктора Берлиоза раздражали Булгакова после простой и благозвучной музыки Гуно. Не так, мол, он интерпретировал Гете — и вот его фамилия дана другому неудачливому интерпретатору.

Зачем нам, читателям, сразу дают понять, что важнейший герой романа — сугубо условный персонаж, сколок с Мефистофеля? Только для того, чтобы мы насторожили уши и начали ждать пакостей в духе саркастического дьявола Гете? Но ведь дальше, и очень скоро, выяснится, что Воланд, по сути, совершенно иной….

Во-первых, читатель и вправду настораживается. Затем он получает предупреждение обо всей манере романа — о его пролитературенности. Третья же причина художественная; точнее, здесь даже две причины. Булгакову по цензурным соображениям было нужно, чтобы расправа с Берлиозом не выглядела справедливой казнью, и он этого добился: А кроме того, писатель с блеском решил тяжелую литературную задачу. Добиться ощущения достоверности в фантастической вещи очень трудно, если читатели знают, что описываемая ситуация совершенно нереальна.

Суд Пилата над Иешуа мог быть на самом деле, явление Воланда — нет. И, что самое неприятное для писателя, свидетели этого явления, Берлиоз и Бездомный, мешают ощущению достоверности. Они не узнают дьявола и не должны этого делать. А обычно в фантастике персонажи как бы подпирают автора своими плечами: И это по закону симпатической магии заряжает читателя.

Булгаков решает все по-иному. Берлиоз и Бездомный не верят в сатану, и читатель тоже не должен верить! Читателю не следует ощущать себя умником, а персонажей дураками, он должен ставить себя на их место.

Посмеиваясь над двумя писателями, попавшими как кур в ощип, мы периодически краснеем, понимая, что и мы — на их месте — вели бы себя точно так же. Булгаков не маскирует, а выпячивает литературную условность, сквозь Воланда просвечивает Мефистофель; мы видим, что разыгрывается литературно-психологический этюд, только разыгрывается чисто: Булгаков сам, решительно, сделал все, чтобы у нас не создалось ощущение фальши — неизбежное, если бы он старался заставить нас поверить в существование дьявола.

И мы покорно, даже с увлечением получаем свой урок морали. Ибо с гибелью Берлиоза все должно измениться — и действие, и поэтика. Страшная достоверность события внезапно настигает нас и держит за сердце — тоже до конца романа.

Воланд держит судейский меч, традиционный европейский и христианский символ верховной власти. Об этом символе и связанной с ним системой перевертышей будет сказано достаточно много в своем месте.

В данном случае это меч Немезиды, но почему-то его качество и маскируется, и хитроумно демонстрируется. Нас старательно убеждают, будто редактор был казнен за неверие в Бога и Христа — и заодно уж в сатану. И почему он выбрал именно редактора журнала? Не подбрасывается ли нам готовое объяснение: И еще есть толкование: Встреча как будто случайная: Спрашивается, о каком суде тогда может идти речь?

Суд ведь прежде всего процедура; он заранее назначается, к нему готовятся обвинения, подсудимый должен иметь возможность защищаться и, конечно же, должен знать, что его судят. С другой стороны, читателю подсказывают прямо противоположный вариант, также исключающий мысль о процедуре суда: Она вся переложена откровенной иронией, она перебивчата — что задается поведением Воланда, часто балаганным. Он то валяет дурака, то объявляет себя профессором черной магии, то притворяется сумасшедшим.

Когда он говорит о чем-то серьезном, суть замаскирована либо шутовством, либо кажущейся нелепостью его слов — например, советом Бездомному спросить, что такое шизофрения.

Разумеется, эта мефистофелиана оправдана литературно, о чем уже говорилось, но судебной обстановкой здесь как будто не пахнет. Однако и тут есть обратный ход. И много позже, спустя страниц окажется: Поэтому мы вправе предположить: При таком взгляде на вещи случайность встречи на Патриарших приобретает второе значение — как часто бывает у Булгакова, сосуществующее с маскировочным. Не надо особенно и выбирать, можно подойти к любому, вина будет та же. Не зря мы стыдливо похохатываем, следя за поведением двух литераторов….

Прошу читателя отметить это место исследования, начало 2-й главы. Но все это еще предстоит рассмотреть. Пока — о предположительном суде над Берлиозом. Предположение парадоксально хотя бы из-за прокламированной связи Воланда с Мефистофелем, который никоим образом не судья; Гете придал ему основное качество дьявола по книге Иова: Его дело — поощрять зло и совершать зло самому — вплоть до убийства невинных людей.

Он, если так можно выразиться, дьявол-преступник. И он же — дьявол-шут; и вот, неожиданно, шутовством в духе Мефистофеля прикрывается у Булгакова совершенно иная, третья линия — дьявола-судьи. Суд Воланда — парадоксальный поворот древнего сюжета о дьяволе, вошедшем в мир смертных. Понятия суда и закона в европейской традиции принято сочетать с понятием Бога: Так и у Гете Гретхен получает райское блаженство, добровольно подчинившись приговору суда [11]. Иными словами, убедившись, что Воланд не играет с Берлиозом, как кошка с мышью, а действительно судит его, читатель получит важнейшую характеристику булгаковского дьявола.

По страшному обычаю тех лет суды шли в пустых камерах. Немедля разыгрывается следующий трюк. То есть его пугают — но как бы задавая тональность предстоящего действия — шутовскую. Закрыл глаза — не всмотрелся, не убежал, не попытался понять. Это — важная деталь: Приговор если и был предрешен заранее, то лишь конформизмом подсудимого — качеством, от которого он сам не пожелал отказаться.

Итак, Воланд является к подсудимому и открывает судебное следствие нарочито наивным вопросом: Заодно Воланд дает понять, что он прибыл откуда-то, где атеизм преследуется [12]. Берлиоз, без сомнения, знал, что всего этого быть не может, но явная эта ложь ему приятна, и он отвечает правдой, вывернутой наизнанку: Тогда Берлиоз показывает, что он говорил серьезно, и Воланд делает очередной хитрый ход: Давая редактору возможность снова отшутиться, он подталкивает его одновременно к ответу о всеобщем отношении к вере; например, так: Ответ мог быть и другим, спасительным; например: Полагается принимать всю формулу целиком, без отступлений — иначе будет худо.

Берлиоз показывает, что принимает ее всерьез и с полной убежденностью, и тогда: Запомним это рукопожатие, к нему придется еще вернуться; жест, в некотором роде означающий: Тем не менее Воланд продолжает следствие с полной добросовестностью.

Он начинает проверять богословское образование Берлиоза. Прежде чем обратиться к этой, так сказать, экспертной части судебного следствия, закончим с формальной частью.

Подсудимый пока не знает, что его судят, а это не по закону, и Воланд продолжает его предупреждать — разумеется, в заданном фарсовом стиле. Воланд непринужденно подчеркивает, что ошибки здесь нет: Этого предупреждения Берлиоз вообще не слышит; отвечает глухим молчанием — не по вере!

Но не уходит, не прерывает разговор с удивительным вралем, ибо тот сейчас же пускает очередную отравленную стрелу. Несколько минут назад Берлиоз подумал, что надо бы съездить в Кисловодск, и вдруг ему говорится страшненькое: Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так?

Это и предупреждение, и последняя фраза обвинительного заключения: Но результат выходит обратный, и это — один из блистательнейших сатирических ходов во всей книге.

Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник. Тут литераторы подумали разно. Первый — на поверхности действия: Второй — религиозный и литературный. Громадный золотой предмет с бриллиантами — намек на Мефистофеля, на известнейшую арию в опере Гуно: Третий слой — мгновенный переход от попытки понимания, почти невероятной для твердолобого атеиста, от фаустианского вопроса: Нет ли в нем психологической недостоверности?

Булгаков не бывает недостоверен. Он показывает типичную для обывателя х годов реакцию на драгоценности. Это важная тема романа; на всем его протяжении десяток раз показывается, что драгоценности и валюту, конвертируемую в золото, обыватель должен сдавать государству. Характерную связку дал Горький в названии своих американских заметок: Капитализм объявлен дьяволом, и за ним сохранен дьявольский идол — маммона, золотой телец. Поэтому я и оцениваю мгновенную смену мыслей у Берлиоза как достоверную сатирическую выдумку Булгакова.

Дьявол может из шкуры вылезать, заявляя о себе в открытую, творя чудеса, демонстрируя золото, сатанинский кумир и еще — носить оперную маску Мефистофеля, принимать соответствующие позы и т. Воланд преследует две цели при произнесении каждой фразы: Но, по парадоксальным законам сатиры, его усилия дают обратный результат. Тревожное непонимание накапливается; под его давлением Берлиоз и Бездомный как бы обнажаются — в них раскрываются новые слои дурного конформизма.

Очень скоро после облегченного вздоха: И объяснение находится — в наборе пропагандистских установок х годов. Каждому времени — своя мистика… Конец 1-й главы смыкается с началом в дурное кольцо: Позже шпиономанию вышутит Коровьев: Выражая все это — золото, иностранцев, шпионов — в булгаковской системе иносказаний, мы должны будем именовать любого иностранца потенциальным чертом, а прибывшего к нам иностранца — чертом среди нас, нацепившим, разумеется, и шапку, и рукавицы.

Это менее всего шутка; это определение нашей национальной паранойи. Атеистическое государство не избавилось от Бога и дьявола, оно их только очеловечило. В е годы Сталин, несомненно, занимал в общественном сознании место Бога, а Гитлер, например, служил заместителем сатаны. Итак, можно ли трактовать намеки Воланда как признак справедливого суда? Но ему и нам, читателям, важны не намерения, а действия — он пугал, он предупреждал, и не его вина, что предупреждения не были услышаны.

Выскажу еще одно предположение: Берлиоз, кроме прочего, трусил. Он не мог сказать Бездомному: Страх перед властью оказался сильнее страха перед незнакомцем с его чудовищной проницательностью.

Булгаков мимолетно обозначает, что Берлиозу создавшаяся ситуация, по крайней мере, тягостна. Большое облегчение испытывают лишь при каких-то сильных эмоциях… И Воланд опять, снова пугает и предупреждает его: Это еще одно предупреждение, и очень сильное — если смотреть именно так: Воланд передает часть произведения Мастера, притом достаточно близко к тексту. У нас есть все основания для такого суждения — сам Мастер подтверждает тождество: О, как я все угадал!

Дело в том, что Мастер был подвергнут травле в прессе, причем не литературной, а политической травле; название первой же статьи, обрушившейся на писателя: На статье Латунского дело тоже не кончилось. Десяток статей в московской печати не мог появиться стихийно; это реалия, понятная каждому, соприкасавшемуся с отечественной прессой.

Отсюда можно сделать два вывода. Иван Бездомный — рядовой поэт — и тот знал Он отлично для журналиста разбирался в христологии, и должности у него были вполне подходящие для руководства не очень важной политической кампанией. Менее примечательно, что самый гнусный пасквилянт, Латунский, идет за гробом Берлиоза; важней, что отшельник Мастер знает редактора и дает ему характеристику Впрочем, на втором предположении я не буду настаивать, достаточно первого. Воланд представляет — как сказал бы юрист — рассказ о Пилате в качестве материала, известного подсудимому.

Воланд как бы говорит ему: А реакции нет вовсе. То ли Берлиоз не читал вещь Мастера, то ли предпочел притвориться непонимающим. Последнее больше похоже на дело, ибо он отвечает нарочито нелепой и беспомощной фразой: Берлиоз оказался в дурном положении. Если он не читал Мастера, но позволил своим клевретам начать травлю, его дело плохо.

Если читал и не согласен с прочитанным, почему он увиливает от ответа? Вашего Иешуа не зацепишь возражениями, обычно адресуемыми авторам Евангелий, вроде тех, что я приводил Бездомному: Равным образом в вашем рассказе нет исторических и других несообразностей, в изобилии рассыпанных по каноническим Евангелиям.

Вы даже попытались объяснить исходную причину путаницы малограмотностью Левия Матвея, единственного ученика и бытописателя вашего Христа, и вложили в уста Иешуа Га-Ноцри соответствующее предсказание: В своем стремлении сделать эту историю непротиворечивой внутренне, вы, почтенный оппонент, обрубили все ее внешние контакты с большой историей.

Ваш незаметный герой вряд ли мог бы стать основоположником мировой религии; иными словами, совершенно безразлично — существовал такой Иисус или нет… [14]. Берлиоз мог еще добавить: Но где же у вас главное положение Писания — что Иисус был Богом Сыном? Это удивительный альтруист, талантливый и обаятельный человек, но ведь он сам говорит — повторяю сказанное вами же: Резюмируя оба положения, добросовестный и образованный человек непременно бы заметил: Ваш герой еще менее вероятен, чем евангельский, и, уж во всяком случае, он не Бог.

А вы начали разговор с вопроса о существовании Бога. Почему же как доказательство его бытия вы предложили историю человека? Ничего этого Берлиоз не сказал и не мог сказать по довольно сложной и пакостной причине. Ему пришлось бы признать, что вопрос о земном существовании Христа не имеет отношения к бытию Бога. А этого он как раз и не хотел признать, ибо руководимая им антирелигиозная пропаганда строилась вокруг доказательств мифичности Христа [16]. Берлиозу не годился даже черный образ — только нуль-образ, пустота… Тем более не годилась непротиворечивая картина жизни светлого Иисуса в рассказе Воланда.

Как всякий догматик, он не хотел даже обсуждать неприемлемую для него точку зрения. Противоречивый и уязвимый евангельский вариант его устраивал больше — о чем он и проговорился. Но это еще не все — действительно, в глупейшую историю попал Берлиоз! И его сейчас повторил? И статьи читал тоже? А солью этой каши была некая щепотка — политическая подоплека дела. В своем рассказе Воланд предельно усилил один фрагмент евангельского повествования, а именно — двойное обвинение, выдвинутое против Иисуса.

По Писанию, синедрион судил его за религиозное отступничество, но перед Пилатом иудеи выдвинули политическое обвинение в агитации против Рима — обвинение, очевидно, резонное, хотя авторами Писания оно трактуется как ложное и клеветническое.

Все детали рассказа исторически точны: Однако создается ощущение, что рассказ есть иносказательная притча о сталинском терроре. По-видимому, из-за этого коллеги Берлиоза и учинили расправу над Мастером, притом поразительно похожую на расправу над Иешуа.

Не распяли, разумеется, но до смерти не довели только случайно. Еще раз процитирую Мастера: В этот момент Воланд кончает судебное следствие — преступник закоснел в грехе и не хочет раскаиваться. Воланд начинает наталкивать осужденного на просьбу о помиловании. Разумеется, это не пустяк… Читатель-атеист понимает меня очень хорошо, и верующий с нами согласится — трудно поверить в такое. Для Берлиоза переход из атеистов в верующие означал примерно то же, что, по Булгакову, означало для Пилата оправдание Иешуа Га-Ноцри, а именно — гибель карьеры.

Или — сумасшедший дом, куда Воланд озаботился направить поверившего в него Ивана Бездомного — в некотором роде заблаговременно. Попытки добиться просьбы о помиловании несомненно безнадежны, но судья добросовестно выполняет требования судопроизводства. Прежде Воланд говорил только о бытии Бога, а себя упоминал лишь косвенно: Теперь он как бы объединяет себя с Богом, язвительно замечая: Но за это время Воланд успевает предупредить его еще трижды. Берлиоз имеет три возможности спасения даже на смертном пути.

В первом слышатся даже печаль и сочувствие: Но Берлиоз бежит к телефону: И Берлиоз только наддает ходу. Наконец, у самого выхода на Бронную он видит Коровьева во плоти и крови. Последнее и сильнейшее предупреждение! Тогда Берлиоз был атакован даже физиологически: Вряд ли память о пережитом ужасе могла исчезнуть за час-полтора, прошедшие между началом сцены и ее концом. Воспоминание о боли в сердце и сопровождавшем ее физическом страхе смерти должно было снова ухватить за сердце, остановить, повернуть.

Поместив Коровьева на последнем пути подсудимого, Воланд обращался уже не к его чести и разуму — к инстинкту самосохранения. Понять, что Воланд судит, довольно трудно — он маскируется, он играет шута, а судебному следствию придает вид теологического диспута. Однако же такая форма отвечает и литературной задаче, и генеральной установке Воланда: Ведь Берлиоз мнит себя богословом — или антибогословом; это одно и то же.

Бога нет, Христа не было. Он даже не пытается понять, что эти два утверждения не связаны между собой, ибо одно принадлежит теологии, другое — истории.

В условном мире романа он имеет значительный вес: По Булгакову, между силами, управляющими миром назовем их пока мистическими , и литературой есть глубокая и опасная связь — свернул-таки себе шею Михаил Александрович! Она прорисовывается с самого начала романа: Берлиоз, кроме того, фигура собирательная.

Дискутируя с ним, Воланд как бы получал информацию обо всех литераторах-пропагандистах. Приемы Воланда достаточно коварны. Боец обнажил шпагу и отсалютовал ею противнику, но Берлиоз привык иметь дело с простаками, он принимает шпагу за жезл дурака и начинает поучать: Прошу читателя запастись терпением: Ничего не поделаешь, предмет действительно таков, что без специальных знаний шею себе свернешь и, занимаясь им, я постоянно слышал хруст собственных позвонков.

Ответ Берлиоза был крайне неудачен. Но ведь запрет на логические доказательства идеи одновременно означает запрет на ее логическое опровержение! Прервем период Воланда, как следовало бы сделать Берлиозу. Внутренняя возможность, сущность вещей есть то, упразднение чего уничтожает все мыслимое. Поэтому образованный человек должен был прервать Воланда, указать на несообразность такого сравнения и далее разговор о Канте не поддерживать.

Человек умный — насторожился бы еще сильней, ибо в самом сравнении высказываний пропагандиста с мыслями Канта содержится очень неприятный намек. Предположим, Кант действительно провозгласил недоказуемость высшего бытия [19] , но он имел право на такую позицию, поскольку он-то стремился не опровергнуть Бога, а доказать его — и сам отнял у себя такую возможность.

То есть в его построениях не было служебности, конъюнктурности, логической нечистоты. За ними стоит нравственный подвиг. Для Канта мысль о недоказуемости Божьего бытия была мучительна, и то, что она все-таки сформировалась, есть проявление незаурядной личной и научной порядочности. Итак, Воланд невозбранно заканчивает свой период: Втягивая оппонента в разговор о Канте, Воланд одновременно дает ему возможность блеснуть эрудицией — например, указать на то, что обычно великому философу приписывают опровержение трех доказательств, с натяжкой — четырех, а его собственных доказательств имеется не одно, а два.

Но Берлиоза философские тонкости не интересуют, ему все равно, какие там логические игры вел Кант, и он лепит свои пропагандистские штампы: Признаться, мне так и не удалось найти соответствующее высказывание кантианца Ф. Шиллера; не исключаю, что Булгаков заставил Берлиоза это присочинить: Штрауса на эту тему я нашел, и не одно, а два, а найдя — ахнул.

Вот первое из них: Ахнул же я потому, что начало и конец периода выделенные составляют законченную фразу, ту самую, что произнес Воланд, вставив только: Он заранее процитировал Штрауса, хитроумно опустив заключительные слова: Поэтому редактор и ссылается на куда более слабый период из того же параграфа той же книги.

Прошу читателя обратить внимание на сноски: Скорее всего, он не подозревал, что Штраус — лицо для коммуниста чрезвычайно непочтенное. И уж наверняка не подозревал, что Кант и Штраус представляют как бы разные полюсы нравственной философии. В первом издании превосходного однотомного словаря Павленкова о Штраусе говорится так: Далее — библиографическая справка [24]. Это обычно и знают о Штраусе: После выхода книги взгляд на Евангелия стал иным, ибо критика была убийственно убедительной.

Книга положила начало критическому анализу Нового Завета, продолжающемуся по сие время; гиперкритическая школа христологов-мифологистов была в общем смысле порождена духом XIX века, непосредственно же вышла из школы Штрауса. Но, в отличие от многих своих последователей, Штраус считал Христа исторической личностью и делал из этого далеко идущие теологические выводы. Уже в первой — знаменитой — книге он писал: Как мы видим, под его словами могли бы подписаться и Булгаков и Берлиоз, только они пришли бы к противоположным выводам.

Третий и своеобразный вывод сделал сам Штраус: Общий смысл, таким образом, следующий: Как мы помним, Берлиоз исповедовал прямо противоположную веру, нисколько не более логическую поэтому — веру: Иисус есть лицо мифическое, поэтому-то с религией и пора покончить.

Ее перевод вышел в России в бесцензурном году, и редакция дала к политической части книги необычное предисловие: Ведь только в одном случае мои рассуждения имеют некоторую цену — если автор грамотнее своего героя. Берлиоз ссылается на ту же книгу. Берлиоз называет имя Штрауса, а не просто ссылается. Итак, он называет имя Штрауса в некоторой связи с его книгой.

Доверимся этому знаку и зададим себе сакраментальный вопрос: Что мы должны там прочесть — или, точнее: Вопрос отнюдь не неожидан: Но возможно, я ошибаюсь и Булгаков все-таки указывает читателю на первую книгу? Вечный спорщик Булгаков не оспорил ее ни в чем, едва ли не единственную во всем корпусе источников не считая историографических, разумеется.

История Га-Ноцри построена как бы по указанию Штрауса: И другой, уже аналитического плана факт: Идеи Фаррара Булгаков оспаривал резко и решительно. Вернемся к высказыванию, которое уже приводилось: Я думаю, что эта идея была Булгакову решительно не по сердцу, и ее-то он и оспаривал, изображая совершенного человека, на которого единственно и стоит молиться.

Подчеркну еще раз, со всею силой: Это, возможно, нравственное кредо Булгакова — идущее от идей Достоевского о чем нам еще придется говорить. Как почти всегда у Булгакова, сильное отрицание книги-спутника сопровождается сильным притяжением. Нет сомнения, что Булгакову была отвратительна идея божественного жертвоприношения — и мы читаем у Штрауса: Булгаков вывел Иешуа глубоко верующим иудеем и воплощением любви к людям — Штраус пишет: Булгаков, судя по всему его творчеству, мог бы подписаться и под такими словами: Между отрицанием идей Штрауса и их приятием следует поместить булгаковское отношение к сатане.

Он изобразил сатану важнейшей фигурой мистического космоса, может быть — будем пока осторожны — более воплощающей добро, чем зло.

Позволю себе большую цитату из Штрауса: С другой стороны, удаление такого важного камня угрожает целости всего здания христианской веры. Гете в молодости заметил… что если существует хоть одно библейское понятие, то это именно понятие о диаволе. Высказывания Гете верны и глубоки, и, по-моему, Булгаков не стал бы их опровергать.

Дальше я надеюсь показать, что эти и подобные им утверждения послужили основой для разработки фигуры Воланда. Итак, центральная точка противостояния — отношение к высоконравственному человеку, поставленному на место божества; иными словами, отношение к нравственному началу.

И обратимся к самому Канту. Воздержусь от его характеристики: По Канту, Вселенная буквально вращается вокруг морального императива: Уязвимость таких конструктов очевидна; над ними Штраус и издевался. Даже Владимир Соловьев, вполне по-кантовски ставивший мораль в центр мира, писал о них следующее:

Формирование критического мышления учащихся на уроках математики Ольга Андронова und Александр Ястре

На данном этапе мы проверяем насколько эффективно применение проблемно - поискового метода, практических применение теоретически полученных знании в трудовой деятельности , метода самостоятельной работы. По окончании урока проводиться проверка правильности выполненных заданий, оценку которым дают сами ученики.

На данном этапе мы проверяем эффективность применения метода самооценки и самоконтроля. Во время проведения педагогического эксперимента были проведены исследования и с помощью анкетирования и наблюдения получены результаты характеризующие показатели работы учеников такие как: До и после педагогического эксперимента ученикам была предложена анкета с тремя вопросами, на которые они отвечали да или нет.

Полученные результаты представлены в следующей таблиц. В результате, усреднив данные по четырём показателям, получим значения активности учеников до и после проведения педагогического эксперимента. В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение отдельных методов проблемно-поискового и метода самостоятельной работы вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

Повышается мотивация учебной деятельности школьников: Проблема развития критического мышления является очень актуальной на сегодняшний день. Затрагивает большинство острых вопросов по проблеме развития критического мышления в школьном курсе математики.

Возрастная и педагогическая психология: Методика и технология обучения: Математика 5 класс ФГОС. Подготовка к ОГЭ по математике 9 класс. Добавлена возможность скрывать тесты у вас на сайте. Мультиурок дарит купоны на вебинары учителям! Получите почётную грамоту за образцовый персональный сайт учителя. Cайты учителей Все блоги Все файлы Все тесты. Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики…………………… Проблема формирования критического мышления — одна из стержневых в педагогике.

По мнению исследователей, основные особенности технологии развития критического мышления можно сформулировать следующим образом: Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики Цель применения технологии развития критического мышления: Технология развития критического мышления: Вооружает методами и способами самостоятельной работы.

Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса. Некоторые правила технологии развития критического мышления: Анализируйте идеи, предположения, тексты. Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.

Способствовать формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы. Подготовить уч-ся к работе на уроке. Подготовка к изучению нового материала. Организация познавательной деятельности уч-ся. Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока? В тетради число и тема урока. Дать конкретное представление об изучаемых понятиях. Проанализировать связь между ними. В тетради таблица вопросов.

В тетради записаны определения окружности, радиуса, хорды диаметра, Практическая работа в тетради. Проверка понимания нового материала Фронт. Осмысление новых понятий и закономерностей. Обсуждаем с классом выполненные задания, определения и выводы. Знакомимся с материалом в учебнике. В тетради устранены возникшие пробелы 5. Закрепление Сам-но 10 мин Закрепить знания и умения по новому материалу. Составте свою задачу на взаимное расположение прямой и окружности. Ответ с объяснением в тетради.

Подведение итогов 5 мин. Проводится в начале урока, после сообщения темы. Постройте в тетради три окружности с центром в точке М: Радиус окружности r 2. Радиус окружности r MK Дайте определение расстояния от точки до прямой: Расстояние от точки до прямой — это Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра до прямой. Взаимное расположение прямой и окружности Радиус окружности меньше расстояния от центра окружности до прямой Радиус окружности больше расстояния от центра окружности до прямой Радиус окружности равен расстоянию от центра окружности до прямой Прямая и окружность ……….

Прямая и окружность ………. Обсудите свои выводы с товарищем по парте. Программа эксперимента Математика как учебный предмет имеет ряд отличительных от других учебных предметов особенности.

Урок 1 Тема урока: Этап проверки домашнего задания. В начале урока была проведена лекция для закрепления изученного материала. Назовите полные, неполные и приведённые квадратные уравнения: Преобразуйте квадратное уравнение в приведённое: Объяснение проводится в несколько этапов.

После его решения один представитель от каждой группы выходит к доске и заполняет соответствующую строку в таблице: Особенностью критического мышления является взаимная, органичная связь его с творческим мышлением.

Идеи о творческом характере мышления были отражены в трудах Б. В процессе решения той или иной проблемы критическое мышление , как элемент творческого мышления, выступает на этапе формирования гипотез, нуждающихся в проверке с последующим их принятием или опровержением, доказательств, выводов.

Шубинского критическое мышление выступает как важное качество на разных этапах творчества. Развитием отдельных компонентов критического мышления занимались математики-методисты. Так развитие логического мышления раскрыто в работах. Социальные аспекты критического мышления разрабатывались многочисленными авторами, использующими групповые технологии В.

Тем не менее, отсутствуют комплексные работы, посвященные формированию критического мышления на уроках математики. Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения связано не только с новыми задачами, которые поставлены перед школой в современных условиях, но и с тем, что критическое мышление тем или иным образом занимает существенное место в новых, нетрадиционных формах обучения.

Педагогами и психологами достаточно широко исследована природа продуктивного и репродуктивного мышления, теоретического и практического, творческого, проблемного , логического и других. Однако анализ психолого-педагогической литературы показывает, что критическое мышление как один из видов мышления применительно к обучению математике описан недостаточно.

Если в психологии имеются исследования в области определения сущности критического мышления, то в педагогике на сегодняшний день этот вопрос можно считать недостаточно разработанным. Ходос не дают достаточного представления для разработки практических рекомендаций по вопросу формирования критического мышления учащихся в процессе обучения математике.

Естественно, что процесс формирования будет полным тогда, когда этим вопросом будет заниматься систематически и целенаправленно весь педагогический коллектив. Развитие критического мышления должно осуществляться на всех учебных предметах как в учебное, так и во внеурочное время, включая, в том числе, и математику.

Правильный подбор методов обучения позволяет развивать мышление учащихся комплексно, в том числе, развивать их критическое мышление. Необходимо учить находить более рациональные и альтернативные способы решения той или иной задачи, правильно оценивать события, аргументировать полученные выводы, способствовать выдвижению ряда новых идей, быть ответственными за свою точку зрения и быть терпимыми к другим, работать над развитием собственно интеллекта - вот цель обучения критическому мышлению.

Естественно, что развитие критического мышления должно происходить одновременно с приобретением учащимися математических знаний, умений и навыков, установленных государственным стандартом образования.

Развитие критического мышления является одним из значимых направлений и в зарубежной психолого-педагогической науке. Этот вопрос рассматривают К. Оконь и других рассматриваются не только теоретические вопросы относительно проблемы критического мышления, но и формулируются методические рекомендации для учителя.

Однако методика системного формирования критического мышления учащихся в процессе обучения остается не разработанной. Таким образом, отечественные и зарубежные психологи и педагогики признают актуальность и необходимость развития критического мышления школьников.

В силу этого возникает вопрос, каков же сложившийся уровень критического мышления учащихся средних школ? В процессе работы мы получили следующие данные: Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: Гипотеза исследования заключается в том, что существует принципиальная возможность такой организации процесса обучения математике, при которой наряду с формированием математических знаний, умений и навыков происходит целенаправленное формирование критического мышления учащихся.

Гипотеза будет подтверждена, если удастся создать такой учебно-методический комплекс, который будет обладать следующими свойствами:. Для реализации указанной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи. Определить критерии и разработать методы измерения уровня сформированности критического мышления учащегося при изучении математики в основной школе.

Построить дидактическую модель формирования критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе. Создать учебно-методический комплекс, который охватывает основные содержательные линии школьного курса математики и позволяет целенаправленно и систематически формировать критическое мышление учащихся в процессе их изучения.

Осуществить экспериментальную проверку эффективности воздействия разработанной методической системы на формирование критического мышления учащихся в процессе обучения математике в основной школе. Проблема, цель и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: Теоретико-методологической основой исследования являлись: Кларин , Д Клустер, К. Ярославля, реализующие общеобразовательную подготовку по математике.

На первом этапе проводилось изучение психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, был выстроен понятийный аппарат, сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования. На втором этапе был проведен констатирующий и поисковый эксперименты, определен исходный уровень критического мышления учащихся, а также выявлено соотношение между процессом усвоения математических знаний и критическим мышлением школьников.

Была обоснована принципиальная возможность развития критического мышления учащихся в процессе обучения математике, сформулированы промежуточные выводы. На третьем этапе осуществлялся формирующий эксперимент и оформление диссертационной работы. Был внедрен разработанный учебно-методический комплекс и проведена экспериментальная проверка эффективности его применения, сформулированы общие выводы. Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, многосторонним анализом исследуемой проблемы, последовательностью проведения опытно-экспериментальной работы, использованием совокупности разнообразных методов исследования, соответствующих его цели и задачам, экспериментальной проверкой основных положений на практике и использованием методов статистики для обработки информации.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: Ярославля для директоров, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и учителей школ , , , , г. Ярославля и возглавляемый автором и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

Основные теоретические и практические результаты исследования отражены в 7 публикациях статьях. Процесс обучения математике в основной школе необходимо и возможно организовать таким образом, чтобы наряду с формированием математических знаний, умений и навыков происходило формирование критического мышления учащихся. Реализация разработанной дидактической модели и методики формирования критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе позволяет улучшить качество математических знаний и повысить уровень учебной мотивации.

Учебно-методический комплекс, способствующий формированию критического мышления учащихся основной школы и обладающий следующими свойствами:. Метод составления бифункциональных учебных материалов и разработанные на его основе учебные материалы по числовой и функциональной линии школьного курса математики основной школы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из наименований и 6 приложений.

Общий объем работы - страниц, из них страницы основного текста. Таким образом, экспериментальная проверка эффективности применения разработанного бифункционального УМК , позволяющего формировать критическое мышление школьников показала следующее:. Намеченные формы обучения математики являются доступными для учащихся средней школы как с точки зрения освоения изучаемого математического материала, так и с точки зрения формирования критического мышления учащихся.

Уроки с применением нетрадиционных форм работы, позволяющих развивать критическое мышление учащихся, вызывают у учащихся интерес. На таких уроках в процесс обучения включается каждый школьник , а не часть ученического коллектива.

Реализация данного бифункционального УМК на уроках математики способствуют повышению уровня критического мышления школьника , с одновременным формированием математических знаний, умений и навыков. Проведенное педагогическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу исследования и положений, выносимых на защиту.

Его результаты состоят в следующем:. Это способствует приобретению значимо важных личностных качеств, более качественному усвоению математического материала. Разработанная и реализованная дидактическая модель, способствующая формированию критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе, позволяет улучшить качество математических знаний и повысить уровень учебной мотивации. Разработанный учебно-методический комплекс, рассматриваемый как компонент дидактической модели, способствует формированию критического мышления учащихся основной школы, более качественному формированию математических знаний, умений и навыков.

Разработанный метод составления бифункциональных учебных материалов лежит в основе продемонстрированных учебных занятий , которые способствуют повышению мотивации, познавательной активности, формированию более высокого уровня самооценки , умений и навыков самостоятельной и групповой работы, взаимоконтроля. В процессе работы учащиеся приобретают те качества критически мыслящего человека, которые определяет Д.

Полученные результаты теоретического и экспериментального исследования дают основания считать, что поставленные в исследовании задачи решены и его цели достигнуты.

Дальнейшие направления работы могут состоять в совершенствовании и выявлении новых компонентов формирования критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе. Учимся продуктивно мыслить из опыта работы директора школы Текст. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач Текст.: Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе Текст.

Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления Текст. Развитие критического мышления через чтение и письмо Текст. Теория и практика продуктивного обучения Текст. Понимание как педагогическая категория Текст. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Текст. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания Текст. Критическое мышление ключ к преобразованиям Российской школы Текст. Большая Советская Энциклопедия, в 30 томах Текст.

Большой толковый психологический словарь Т. Как согласовать преподавание в средней школе с прогрессом науки Текст. Психология мышления и проблемное обучение Текст. Развитие творческого и критического мышления Текст.: Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа Текст.: Педагогический менеджмент концепция, опыт работы Текст.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Психолого-педагогические основы образования взрослых: Методика преподавания математики в средней школе Текст.: Компетентностный подход при проектировании образовательных программ Текст. Идеология в жизни современного российского общества Текст. Командное сотрудничество педагогов в процессе освоения технологии РКМЧП Технология развития критического мышления в вузе: В данный процесс работы должен быть включен весь педагогический коллектив и каждый учебный предмет.

Авторы книги предлагают свою методику формирования критического мышления учащихся на уроках математики в основной школе. Любое воспроизведение материалов сайта www. Неоднократное использование материалов возможно только при уведомлении разработчиков сайта www. Альбом "Агитатор", Хартыга ". Нужно верить в чудеса! Своевременная книга про биткоина.

Анорексия длиною в жизнь:

Крестовый блюз Александр Граков

Уж кому-кому, 21 апреля 2012 года Здравствуйте, не сравнить с россыпью появляющихся сейчас на самиздате и даже печатающихся романчиков про попаданок, и она попросила миледи отпустить ее на континент, золото, если каждый второй - потенциальная атомная бомба.

Раз утром он увидел, Фаулер Джеймс Кристал Джон Кристал Филлис Кристалинский Р. Написать объяснительную записку и оставить как.

Да, любим бить людей, смертельный удар нанесла ей Великая французская революция.

Небратья Александр Тамоников

Этого мужчину звали Вели Тархан. В прошлой жизни он работал следователем махачкалинской прокуратуры, где и обзавелся жировыми накоплениями, от которых в последующие годы так и не смог избавиться. Но избыток массы не давил на организм. Мужчина был ловок и проворен, голова работала, как компьютер, и никакая религиозная абракадабра не смогла бы затмить его разум Водитель обладал невзрачной славянской внешностью, именем Петр и погонялом Хлыст. Он послушно прибавил скорость, и машина запрыгала по обочине.

Ну что за дороги! Вся остальная тирада, выданная им, не переводилась ни на какие языки, но очень точно отражала настроение Петра. Мужчина, сидящий сзади, подтянутый, самый молодой, с крючковатым носом, заржал и поинтересовался: В сорока метрах от кустарника располагался стационарный пост ГИБДД — круглая будка с винтовой лестницей, ведущей к ней.

Под будкой приютилась полицейская машина с выключенным двигателем и погашенными огнями. На посту горел свет, там кто-то бухтел, звучала музыка. По обочине прохаживались два инспектора в полной форме с автоматами на плечах. Видимо, ребята остановили машину — чем еще заняться в три часа ночи? Порывистый теплый ветерок доносил смешки, беззлобные бранные словечки. Служба была в разгаре. Ладно, хоть не спали, и то хорошо. Мужчины поползли по траве, волоча за собой заряженные автоматы.

Они начинали возбуждаться, сдерживали нетерпение. Вот оно, состояние, не сравнимое ни с наркотическим кайфом, ни с алкогольным опьянением.

Инспектора закурили, дружно зевнули. Один отошел в сторонку, помочился. В его речи тоже присутствовал неистребимый кавказский акцент.

Пост на дороге, похоже, был интернациональный. Через минуту инспектора насторожились. Из-за поворота приближалась еще одна машина. Она не превышала скорость, еле тащилась. Из выхлопной трубы постреливал голубой дымок. Тормозить ее не пришлось. Водитель сам сместился к обочине и встал недалеко от поста. На машине перекрестились лучи фонарей. В салоне находился только водитель, какой-то неказистый лысоватый мужичок со славянской внешностью.

Не выключая двигатель, он выбрался из машины. В руках дядька держал потрепанный атлас автомобильных дорог Северного Кавказа. Он как-то робко, почти заискивающе улыбался, щурился, пытался разглядеть человеческие лица за ослепляющим светом. Подскажите, как в Славянское проехать. У меня в такую тачку самооценка не поместится. Эй, приятель, а что у нас с техосмотром? Страховка, огнетушитель, все дела?.. Мне бы в Славянское попасть, люди добрые. Инспектора расслабились, подошли поближе.

В поясной сумке не было никаких документов. В свете фонаря блеснули ствол пистолета и желтозубый мстительный оскал. Первому инспектору пуля пробила скулу, он повалился с изувеченным лицом. От мгновенной смерти его спас бронежилет, но ненадолго. Инспектор рухнул навзничь, выронил автомат, закричал и тут же подавился, парализованный болью.

Качество бронежилета оставляло желать лучшего. Пауза в стрельбе была недолгой. Петро Хлыст поднял упавший фонарь, направил его на жертв и выпустил еще несколько пуль. Первый инспектор уже был мертв, дополнительная пуля в черепе роли не играла. Второму комочек свинца вскользь ударил по виску, лишил чувств. Следующая пуля разворотила переносицу. На звуки выстрелов из будки выскочили еще два сотрудника дорожной полиции, ошеломленные, перепуганные. Оба, видимо, только что проснулись.

Сцену злодеяния освещала лишь луна, и полицейские не сразу разобрались, что же произошло. Ночь, одинокая машина на обочине, рядом с ней вроде кто-то лежит….

Александр Тамоников - Небратья Здесь можно купить "Александр Тамоников - Небратья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. На нашем сайте можно скачать книгу "Небратья" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 2. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение.

В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте. Подборки книг Магическое в реальном мире. Лёгкие книги для отдыха. Похожие книги Соловей Кристин Ханна Скачать. Весь невидимый нам свет Энтони Дорр Скачать. Тихая война Олег Таругин Скачать. Война Бабченко Аркадий Скачать.

1 2 3 4 5

©  2018 Украинское реестровое казачество (организация) Джесси Рассел. Built using WordPress and the Materialis Theme